воскресенье, 18 августа 2013 г.

Педагогические технологии: выпуск 2


Современное общество определяет новый подход в обучении. Переход на новые федеральные стандарты в образовании ориентирует, прежде всего, на развитие личности каждого ребёнка, поддержку индивидуальности каждого учащегося. Таким образом, и педагогическая деятельность учителя терпит некоторые изменения: для реализации всестороннего развития личности детей педагог должен владеть  личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.
           Одной из технологий, способных реализовать личностно-ориентированную, развивающую модель обучения является технология педагогических мастерских.

            Идея мастерских пришла к нам из Франции.  "Atelie" — так французские педагоги из обществен­ной организации "Новое образование" называют мастерские письма. Параллельно используется слово "демарш" ("la demarche"). Но для русского слуха ни то, ни другое не годится! Поэтому у нас используется прямой перевод слова "atelie " — мас­терская.
       Педагогическая мастерская – особая педагогическая технология, основанная на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, о ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика. Технологию педагогических мастерских называют диалоговой, рефлексивной – она связана с гуманистическим характером целей, взаимоотношений, деятельности участников мастерской.
Цель технологии "педагогической мастерской" :
- развитие самостоятельности и креативности;
- воспитание уверенности в своих силах;
- обучение умению ставить проблему;
- обучение навыкам сотрудничества.
Рассмотрим алгоритм реализации данной технологии.
1) Первый этап — это индукция. Он мотивирует дальнейшую деятельность. Желательно, чтобы дети с  помощью наводящих вопросов учителя и системы индукторов (картинка, реальный предмет, звук, отрывок музыкального произведения, видеофрагмент) сами сформулировали тему урока.
2) Второй этап - самоконструкция. Связан с индивидуальным выполнением задания по теме урока ( рисование, решение задачи, выполнение упражнения, ответы на вопросы и т. д.)
3) Третий этап —  социоконструкция. Предполагает осуществление той же самой работы, только в группе (4 - 5 человек). 
4) Четвёртый этап - социализация. Четвёртый  этап - это "социализация", то есть предъявление созданного продукта всем участникам (чтение текстов, выставка рисунков и т.п.). В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и — осваивает все возможные открытия. Иногда на четвёртом этапе нужна промежуточ­ная рефлексия. Он очень важен, если, например,  пора заканчивать урок, а мастерская ещё не завершена. 
5) Пятый этап - афиширование. На этом этапе происходит выставка всех работ, сделанных за урок. (обсуждение упражнений, демонстрация рисунков). Крайне важно обработать всю поступившую информацию, обсудить сделанные работы.
6) Шестой этап - разрыв. На данном этапе происходит внутреннее осознание ребятами своей компетентности или некомпетентности. Это достигается за счет того, что учащиеся знакомятся с работами друг друга, видят реакцию других ребят на свою работу. На этом этапе происходит само и взаимо оценивание, возникает внутренний конфликт и желание дальнейшего самостоятельного изучения темы.
7) Седьмой этап - рефлексия. Учитель  должен организовать обсуждение так, чтобы каждый ребёнок рассказал о своих эмоциях и получил поддерживающую обратную связь. Хорошо, если удаётся провести рефлексию уст­но — высказываются все. Но часто нет времени — можно сделать это письменно за 5-8 минут. Тогда результаты можно зачитать  потом или вывесить их для всеобщего обозрения.
           Работа по технологии мастерских становится возможной и эффективной в том случае, если педагог разделяет следующие принципы:
- педагог должен быть убеждён, что все дети могут строить свои знания самостоятельно, а также в сотрудничестве и совместном поиске;
- педагог должен быть равен своему ученику в процессе познания. Только в этом случае создаётся атмосфера открытости и доброжелательности;
- благодаря обращению к сфере эмоций учитель может и должен поддерживать положительную мотивацию в течение урока;
- учитель не должен торопиться отвечать на вопросы. Информация подаётся небольшими порциями в тех случаях, когда у детей есть потребность в новом знании;
- исключается традиционное оценивание, т. е. выставление оценок. Лишь на последних этапах урока происходит само и взаимо оценка. 
          Технология педагогических мастерских  относится к группе личностно - ориентированных технологий (более подробно смотрите  Педагогические технологии: выпуск 1).Зачастую, в практике школы (особенно начальной) используется редко. так как требует от педагога перестройки всей деятельности. Противопоказанием к использованию является, прежде всего, авторитарность педагога.

 При подготовке статьи использовался материал сайта социальная сеть работников образования nsportal.ru

2 комментария:

  1. Спасибо большое, Мария Вячеславовна за пост! Про эту технологию слышала, но не обращала на нее внимания. Этим летом была в Питере, на международном педагогическом форуме. Там не только познакомилась поближе теоретически с этой технологией , но и была участником многих мастерских. Очень понравилось!Для себя решила, обязательно в этом учебном году опробую эту технологию в своей практике, очень хочется взять именно не отдельные моменты, а все этапы! Посмотрим, что получится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Александровна, уверена, что получится! Когда я в первый раз пыталась построить урок по этой технологии, то не всё удалось... Зато во второй раз я чувствовала, что урок не только мне понравился, но и детям! Главное - не бояться сломать обычный ход урока и предоставить больше инициативы детям.

      Удалить

Самые интересные статьи и сообщения ищите здесь!


https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgqWcDHHzxLpXo4gM6M4-WaWCJwZIyNCPEaJqzy2Ry9mUVrz9XIeVhwNvO1dqgKRQVGw1inR8HceMyUdueLamTqz-gzhIGqGqSMcCJSgHY7uVUqC9OkTXfZkhTZXS_45cmRq9BhR-S8Wk4/s200/1.jpghttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjl5HxqpV5P2npKULIVcGS_KLNZyXS5o6gPzJX4XbLwtKYuyLTJns540-9cS70gREBmb3zcxWkxVexo8MKiYDzvp1NbdvLqCu4DNWax75qbaju8sG9DVHs8SWhHyu-pPS0PTjFxPPgxwKU/s400/29042013342.jpghttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjfm82oOCBMDk70r1ArLhDBsmDBIhUXAnKrTBDwceXtj_Ug5uaAy_CmntouiWR3Swi0aDD3cMwTGs5rwqy0URuIUDOettjcIK_BdsTI4mM2dZEd0qEqY7wBgtSXXAbOGPa207nnMJiyaPo/s320/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B41.JPGhttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEj-XZKHyppLt7kOpBmX5OMGCEMF4Kkfb3z0XHAKHeRmCkurg7oCV-pa8yZ8JaJMXXEUzaZbyjmNqsdCWVGyhmtQt41_-Fc4bqOYIqKQLBYktRQZNLKN0kXyzvyR-rq4LftvwkaqQ3TPNrE/s400/antonim_sinonim.jpghttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgg9mgx3CitiaR_096gXuE4D9DF6v5123PpqyoB7UqjU1S_k70VBa6Q1frzzU3WS86kNmZRQCra_CEvvX8dI2pOT2O1I4Yx7xFAWqXLajeWbl06T41QQ0LZC7e5WJY2v8iYgHuxfbNQCps/s400/DSC06333.JPG https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEh9tdtf_lp1n_JZPpPC4CaiaOBJALsi7hT2yfyVczeKPQ2kS2UP8ajwdUema1gHnnPjPuSFlH87-CSUygr5VrfdeJ2DtDvPSF4lfH6A5UtndyT7ksw9mJI6vrioYuTAB5h-xY55v590LVcf/s1600/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+Microsoft+PowerPoint.jpghttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjaIHP3YuP-R5GeLlGM_Z72tXNSO3QxX-ud77KukPlyJF1AmasfceEuizqVyOx1Zl5Bt8LRYIYv7yeImMi0gBpv8Kv2flI3sPFrEd-I6E0rlF7j6A4IE4OCzks6h03unX3-qhl-qj8v3NA/s200/DSC06597.JPGhttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgfpngObKKbog7mPPOTGHC1AVrKmPkgSTUyCcSpXdvzzqZtszVNCnBSrPcCv1c3HkeXzIywH1YNcHHdVZT08EypCfQc5pWS-HKDwAlGi-cg8Xnzhv7Th6CUgRmBfCaUbdcA8l_qd51PqVs/s200/67284108.pnghttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhWXg30DCX-tMGCFUMX20HeMJgfQpHbDP41xsniw4yZ9gUIkYMFwBKmkpqqJ9QHwYHPbzZx1dYABmPvNqFhnTeFlsGlkQAcUmsUP1NAzAPQFAUhoZEGbSkc7xRUVyu8zpHWxdUZPpetTbw/s200/8.jpghttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg1Am8ocm1OJn-85IYia5kgk1UVtlhFtk4XNt5t7hkUrNxdnFxFbgeCWn0gUJnIkOKb6tVc-7dE9f2j8b2838YidKGlVoMUUTFfR7vRQko7g0Xj9DejKpbF8PYcvqYpDTPXA0uqhfnNgGg/s200/71026-283x424-Resources_for_Homeschooling.JPGhttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiRq4Xe0oG1v3_Qod_Sidh6wj6P2LHlpJrMzBUru-aIjS54VL06sebrkrJYRLH4R7Jl63wUNDXSmey5d-5taA7WRpPeRG7ngLtEuO9P_6luZYKO1wu3bvIMza4ohlo4WfssCPet3thfqM4/s200/1335058696_teacher.jpghttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjvieBo0x7nB7J8H6wrndbzML_ABOznGq9K-0cwDfPanbPLFdPmwqCMh9NPXspUZdkwAEV8AayyCoWXLv-Tozvxzp0h3j_Y4OttyakTBlQ3Q8RU9EDNEoqVmlPZMETWfguTMB2w1j28wLA/s320/FGOS.jpghttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEizV37-rHDI6Ff8vo_0V3LKs1nMrjTfNsuR7KtInCHH_ya_CnFFwLfFqCBQIeR49vDHql-PTaA-ANGFmV-CWSwvPO92jdUX_mCyZuSIJMN0Kvny9IQXXi3il_TNMgGsEUDeaR8BTJ4lo7I/s200/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+Microsoft+PowerPoint.jpghttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEi6drRXpGYH4XDFUtT_NiHfEzPATYi1Eb8ETiUu9bbPx06vuQPI9w1H5AAn8-QBzMO0ZneQ0FJwujdqkQQiAB8e09hqsxisM9Q_T92BkYxt53OnZex9mB3tBP62BFTlJYIN9asinIt4s7QG/s200/500x_fathersonshutter.jpg https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiFaUkvD69UhJvl5khCWhVLJ0x9VQgN3WC7BK_XVg1CXlhG3BSGO24Pz0y6ETotZrkWI5x1Fw12nC_DPWcgaTS2CLAcQ6W5Irf6sSXdCXbmne7d7y0eJIG9OnBdyFmCKUjE8eTQzNNPuA5F/s1600/WP_20140415_004.jpg http://2.bp.blogspot.com/8CoGdhjLa8I/UyHYK0yWe6I/AAAAAAAAC6I/USdc7HroJuE/s1600/pizap.com13947267291261.jpg https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgaf2FULgtppc7ujsif2WFQoPcMinFUOQZnHJTe5fy3tqi4ebWZJxe5W3_yrh2b2jvTsH5mNr1eh_g8hWrvycrWvCoHnByFyltcI7P3GRfxgEKWXIKipYwH9X4n_7ipKCRC3q4ivVKpNu1y/s1600/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B41. https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg36m_GPIIiTlFRJ7nVaJrk-2fk2EhHGn8hrqDO5OICjbW9Gq-CSdj7OznAD6RNWsaA_CZNMGotjtirZjxpQGetpU7atmR47MVYC9BF_wFZoVJAwv1osITEyfL9KX5HY3pUWDmERB1uy4Ts/s1600/WP_20140221_058.jpg