Современное общество определяет новый подход в обучении. Переход на новые федеральные стандарты в образовании ориентирует, прежде всего, на развитие личности каждого ребёнка, поддержку индивидуальности каждого учащегося. Таким образом, и педагогическая деятельность учителя терпит некоторые изменения: для реализации всестороннего развития личности детей педагог должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.
Одной из технологий, способных реализовать личностно-ориентированную, развивающую модель обучения является технология педагогических мастерских.
Идея мастерских пришла к нам из Франции. "Atelie" — так французские педагоги из общественной организации "Новое образование" называют мастерские письма. Параллельно используется слово "демарш" ("la demarche"). Но для русского слуха ни то, ни другое не годится! Поэтому у нас используется прямой перевод слова "atelie " — мастерская.
Педагогическая мастерская – особая педагогическая технология, основанная на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, о ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика. Технологию педагогических мастерских называют диалоговой, рефлексивной – она связана с гуманистическим характером целей, взаимоотношений, деятельности участников мастерской.
Цель технологии "педагогической мастерской" :
- развитие самостоятельности и креативности;
- воспитание уверенности в своих силах;
- обучение умению ставить проблему;
- обучение навыкам сотрудничества.
Рассмотрим алгоритм реализации данной технологии.
1) Первый этап — это индукция. Он мотивирует дальнейшую деятельность. Желательно, чтобы дети с помощью наводящих вопросов учителя и системы индукторов (картинка, реальный предмет, звук, отрывок музыкального произведения, видеофрагмент) сами сформулировали тему урока.
2) Второй этап - самоконструкция. Связан с индивидуальным выполнением задания по теме урока ( рисование, решение задачи, выполнение упражнения, ответы на вопросы и т. д.)
3) Третий этап — социоконструкция. Предполагает осуществление той же самой работы, только в группе (4 - 5 человек).
4) Четвёртый этап - социализация. Четвёртый этап - это "социализация", то есть предъявление созданного продукта всем участникам (чтение текстов, выставка рисунков и т.п.). В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и — осваивает все возможные открытия. Иногда на четвёртом этапе нужна промежуточная рефлексия. Он очень важен, если, например, пора заканчивать урок, а мастерская ещё не завершена.
5) Пятый этап - афиширование. На этом этапе происходит выставка всех работ, сделанных за урок. (обсуждение упражнений, демонстрация рисунков). Крайне важно обработать всю поступившую информацию, обсудить сделанные работы.
6) Шестой этап - разрыв. На данном этапе происходит внутреннее осознание ребятами своей компетентности или некомпетентности. Это достигается за счет того, что учащиеся знакомятся с работами друг друга, видят реакцию других ребят на свою работу. На этом этапе происходит само и взаимо оценивание, возникает внутренний конфликт и желание дальнейшего самостоятельного изучения темы.
7) Седьмой этап - рефлексия. Учитель должен организовать обсуждение так, чтобы каждый ребёнок рассказал о своих эмоциях и получил поддерживающую обратную связь. Хорошо, если удаётся провести рефлексию устно — высказываются все. Но часто нет времени — можно сделать это письменно за 5-8 минут. Тогда результаты можно зачитать потом или вывесить их для всеобщего обозрения.
Работа по технологии мастерских становится возможной и эффективной в том случае, если педагог разделяет следующие принципы:
- педагог должен быть убеждён, что все дети могут строить свои знания самостоятельно, а также в сотрудничестве и совместном поиске;
- педагог должен быть равен своему ученику в процессе познания. Только в этом случае создаётся атмосфера открытости и доброжелательности;
- благодаря обращению к сфере эмоций учитель может и должен поддерживать положительную мотивацию в течение урока;
- учитель не должен торопиться отвечать на вопросы. Информация подаётся небольшими порциями в тех случаях, когда у детей есть потребность в новом знании;
- исключается традиционное оценивание, т. е. выставление оценок. Лишь на последних этапах урока происходит само и взаимо оценка.
Технология педагогических мастерских относится к группе личностно - ориентированных технологий (более подробно смотрите Педагогические технологии: выпуск 1).Зачастую, в практике школы (особенно начальной) используется редко. так как требует от педагога перестройки всей деятельности. Противопоказанием к использованию является, прежде всего, авторитарность педагога.
При подготовке статьи использовался материал сайта социальная сеть работников образования nsportal.ru
Спасибо большое, Мария Вячеславовна за пост! Про эту технологию слышала, но не обращала на нее внимания. Этим летом была в Питере, на международном педагогическом форуме. Там не только познакомилась поближе теоретически с этой технологией , но и была участником многих мастерских. Очень понравилось!Для себя решила, обязательно в этом учебном году опробую эту технологию в своей практике, очень хочется взять именно не отдельные моменты, а все этапы! Посмотрим, что получится.
ОтветитьУдалитьНина Александровна, уверена, что получится! Когда я в первый раз пыталась построить урок по этой технологии, то не всё удалось... Зато во второй раз я чувствовала, что урок не только мне понравился, но и детям! Главное - не бояться сломать обычный ход урока и предоставить больше инициативы детям.
Удалить