воскресенье, 11 августа 2013 г.

Педагогические технологии: выпуск 1

       
           Каждый день и на каждом уроке мы так или иначе сталкиваемся с понятием "педагогическая технология". Это понятие не является общепринятым в современной педагогике и часто трактуется по разному.
            В документах ЮНЕСКО педагогическая технология  рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. 
           Есть и другие определения данного термина.
          Так, М. В. Кларин считает, что педагогическая технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
       Г. К. Селевко говорит, что педагогическая технология - содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов.
           Некоторые считают, что "технология", "техника" и "методика" - это синонимы. Однако, это неверно.
           Техника - совокупность действий учителя, проявляющихся в отдельной части преподавательской работы.
            Методика, в отличие от технологии, не универсальна, она всегда зависит от личности создавшего её  человека. 
            Технология же, напротив, универсальна.

             Рассмотрим конкретные педагогические технологии. применимые для использования в начальной школе.

 ТЕХНОЛОГИЯ  "АТАКА МЫСЛЕЙ"

            Данная технология относится к личностно - ориентированным технологиям, т. е. таким технологиям, которые позволяют посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий и идей поддержать процессы самореализации личности ребенка, помочь становлению его индивидуальности. При реализации личностно - ориентированных технологий отношения учителя с учеником строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора. 
                          Цель технологии "Атака мыслей"
 - решение учебной проблемы через мозговой штурм;
 - развитие креативности учащихся;
 - воспитание сотрудничества и законопослушания.
           Технология произошла от метода "мозгового штурма", который появился в 1941 году и применялся в рекламном бизнесе.
              Существуют 2 варианта реализации технологии.
I вариант.
        Учитель (ведущий) формулирует проблему урока. Из числа детей выбираются секретари. Их задача - фиксировать все идеи, придуманные остальными детьми по теме урока. Затем эксперты, также выбранные из числа детей, отбраковывают те идеи, которые не помогают решить проблему. 
       На втором круге работы включаются секретари, и все дети возвращаются к оставшимся идеям и "додумывают" их.
         Задача экспертов на этом этапе - оставить 1 - 2 наилучших идеи, а затем проанализировать вклад в работу каждого ребенка. (По желанию педагога эту часть технологии можно осуществить после урока или на следующем уроке)
II вариант.
        Класс делится на две группы: генераторы идей и критики. Первые придумывают идеи по теме, а вторые выбирают наилучшие. 
Отдельное внимание при работе по технологии уделяется рисованию. Эта работа также может проводится в двух вариантах.

1) Рисование в круге  предполагает передачу листка по кругу. Каждый ребенок должен дополнить рисунок товарища деталями. Рисование в круге используется  на ИЗO или других  предметaх. Также отлично подходит для проведения классных часов. Кaждый  ученик должен иметь много бумаги и кaрaндaшей. Все садятся  в круг. Если рaбота  идет со всем классом, то  можно организовать несколько групп  по 7, 9 человек. Ведущий  дaет  инструкцию: "Нaчинайте рисовать  что-то вaжное  для себя. Возьмите лист  у  сидящего спрaва  и дорисуйте, измените  в нем  то, что вы хотите. По команде передaйте  лист нaлево и возьмите спрaва другой. Тaк продолжается до того момента, покa не вернется вaш лист. Осознайте  чувствa, которые  возникли  у вaс  при виде того, что другие изобрaзили на вaшем  листе. Изменяйте в рисунке  все, что вы хотите. В зaключение поделитесь  своими  чувствами  с  группой."
2) Рисование общей картины даёт возможность обеспечить совместное рисование по теме урока. Ребята работают по очереди. Ведущий  сообщает  инструкцию: "Сейчас будем рисовать общую картину". Лист бумаги висит на стене. Желaющий нaрисовать подходит  и делает  кaкие-то пометки, рисунки. Рисовать можно не больше  минуты. Это какие-то детали,  фрaгменты. Не обязательно рисунок должен быть зaконченным.   После  первого  ученика подходит  другой и продолжает рисовать в любом месте  листа. Желательно не исправлять  уже нaрисованное, a дополнять.  Если работа  идет  со всем классом, то формируются группы по 5-7  человек. Кaждая  группа рисует в рaзных  углах  клaсса. Листы  к стене  можно крепить сaмоклеящейся  лентой. После  окончания рисовaния  группа  представляет  кaртину  всему клaссу, крaтко рaссказывая  о содержaнии кaртины  и тех  чувствaх, которые  возникaли  во время рисования  кaртины. Кaртины  оцениваются  другими  группами.  Оценки  должны быть положительными.  Никaкой  критики не допускaется.
        Основная сложность в реализации технологии состоит в том, что она применима не на всех предметах в равной мере; требует от самого педагога творчества и умения организовать работу детей.
       Плюсы технологии заключаются  в том, что "Атака мыслей"   развивает креативность, творчество  учеников. Школьники  учатся  творить, не опасаясь  отрицательной обратной  связи, негативных замечаний  учителя.  Эта  технология  эффективна для   развития  умения  говорить, умения  сотрудничaть, создaния позитивных эмоций.

При подготовке статьи использовался материал сайта школа успешного учителя

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Мария Вячеславовна! Спасибо за интересную статью! Технология действительно очень интересная, хотя и требует предварительной работы. Но у творческого учителя всегда всё получается! )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Софья Игоревна! Спасибо большое! Уверена, что Ваши малыши будут работать по технологии "на УРА"!

      Удалить

Самые интересные статьи и сообщения ищите здесь!


http://2.bp.blogspot.com/-rs9F86OWxjA/UdxpHfAhqII/AAAAAAAABh4/M5dVw8yInTg/s200/1.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-XE7crpnowyY/UX9rXVZDIkI/AAAAAAAABTM/-yZjgOvUGPE/s400/29042013342.jpghttp://3.bp.blogspot.com/-0r5Bdi1jgtM/UWZcY7rYuAI/AAAAAAAABH4/97efsUqFCkk/s320/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B41.JPGhttp://3.bp.blogspot.com/-ypFLhBcPQvA/UTO5ouIrb_I/AAAAAAAAA5g/GKWI9q44s-s/s400/antonim_sinonim.jpghttp://2.bp.blogspot.com/-QjKx6Y3-2Xk/UHUnOr-lWLI/AAAAAAAAAGc/C3lf-TNCggM/s400/DSC06333.JPG http://4.bp.blogspot.com/-77nXuo6i76M/U1DZix8MWsI/AAAAAAAADLA/iSMHuagnWBE/s1600/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+Microsoft+PowerPoint.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-Bxu3MX2fC68/Uh-Zxv5uaKI/AAAAAAAABpk/_YlrmkivZ_Y/s200/DSC06597.JPGhttp://4.bp.blogspot.com/-DQrKQKbOeeA/UhCnjd1wY2I/AAAAAAAABlA/wXZeNdz9aBw/s200/67284108.pnghttp://2.bp.blogspot.com/-GlgKkVUTePw/UgepaiBaEeI/AAAAAAAABk0/Z5dQ4wkQEXM/s200/8.jpghttp://3.bp.blogspot.com/--7xBoqwNDww/UfULKmqsLvI/AAAAAAAABjY/6rQ4pYJmR14/s200/71026-283x424-Resources_for_Homeschooling.JPGhttp://3.bp.blogspot.com/-1gR3B9RnjNc/UcBSwVyzGtI/AAAAAAAABg8/AIM-AGmeANo/s200/1335058696_teacher.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-LOjh3avW0ro/UNCdfSnszkI/AAAAAAAAAj0/vlJCOWcgYbg/s320/FGOS.jpghttp://1.bp.blogspot.com/-2xhREmLz5dM/Un0oHoEJNrI/AAAAAAAACMw/R-Mw1eomZUo/s200/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+Microsoft+PowerPoint.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-fKpq41OYqSA/UqASY0ysxaI/AAAAAAAAChM/757VKb85H4s/s200/500x_fathersonshutter.jpg http://1.bp.blogspot.com/-NfG44nJE6ig/U04mGpVOhII/AAAAAAAADIo/TXxQWf_V77U/s1600/WP_20140415_004.jpg http://2.bp.blogspot.com/8CoGdhjLa8I/UyHYK0yWe6I/AAAAAAAAC6I/USdc7HroJuE/s1600/pizap.com13947267291261.jpg http://2.bp.blogspot.com/-Pn8nVV2uuoY/UwzNOegun8I/AAAAAAAACsc/HdJUQHWJ320/s1600/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B41. http://4.bp.blogspot.com/-pbvS-LcT6zM/Uwry4sa5lzI/AAAAAAAACsI/UJsrTIPQwfM/s1600/WP_20140221_058.jpg