Простейшую проверку психологической готовности могут провести сами родители. Выясните, умеет ли будущий школьник:
- заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20 - 30 минут;
- правильно понимать с первого раза простейшие задания. Например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу и т. д.)
-действовать точно по образцу (например, срисовать простой рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);
- хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не путать понятия вверх - вниз, над – под)
- ориентироваться в понятиях больше - меньше, раньше – позже и т. д.
Общий кругозор:
- Фамилия, имя.
- Дата рождения.
- Возраст.
- Как зовут родителей.
- Домашний адрес.
- В какой стране живет.
- Знание животных (диких, домашних).
- Знание растений.
- Знание профессий, видов спорта, транспорта, времён года, дней недели.
- Быт людей (посуда, домашняя утварь и т. д.)
Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Ваши добрые воспоминания о школьных годах наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
2. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши. Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
3. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.
4. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи
Ваш ребенок не смог выполнить учебное задание? Помогите ему справиться с разочарованием. Приободряйте его словами « Я верю, что ты можешь это сделать», « В другой раз у тебя получится». Важно, чтобы ребёнок понял ценность знаний, которые он получил, а не ценность оценки.
5. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы.
Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
6. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым.
7. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.)
8. Научите ребенка самостоятельно принимать решения
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде.
9. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
10. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность
Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.
- заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20 - 30 минут;
- правильно понимать с первого раза простейшие задания. Например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу и т. д.)
-действовать точно по образцу (например, срисовать простой рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);
- хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не путать понятия вверх - вниз, над – под)
- ориентироваться в понятиях больше - меньше, раньше – позже и т. д.
Что должен знать ребенок, поступающий в школу:
Общий кругозор:
- Фамилия, имя.
- Дата рождения.
- Возраст.
- Как зовут родителей.
- Домашний адрес.
- В какой стране живет.
- Знание животных (диких, домашних).
- Знание растений.
- Знание профессий, видов спорта, транспорта, времён года, дней недели.
- Быт людей (посуда, домашняя утварь и т. д.)
Как помочь ребёнку адаптироваться к школе и выработать положительную мотивацию к учению?
1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлогоНачало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Ваши добрые воспоминания о школьных годах наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
2. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши. Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
3. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.
4. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи
Ваш ребенок не смог выполнить учебное задание? Помогите ему справиться с разочарованием. Приободряйте его словами « Я верю, что ты можешь это сделать», « В другой раз у тебя получится». Важно, чтобы ребёнок понял ценность знаний, которые он получил, а не ценность оценки.
5. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы.
Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
6. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым.
7. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.)
8. Научите ребенка самостоятельно принимать решения
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде.
9. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
10. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность
Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.
Мария Вячеславовна, хорошие рекомендации для родителей, хочу обратить Ваше внимание... на мой, не так давно опубликованный пост "Диагностика готовности ребенка к школьному обучению" http://v-vs.blogspot.ru/2015/05/blog-post_47.html может быть пригодится :)
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Виктория Александровна, спасибо за рекомендации! Обязательно в начале года проведу диагностику мотивов учения со своими первоклассниками!
Удалить