понедельник, 11 января 2016 г.

Сказкотерапия: если ребенок часто обманывает

       Два сказкотерапевтических сюжета на случай, если ребенок обманывает часто и уже даже по пустякам. Возможно, одна из этих сказок произведет на него впечатление, даст посмотреть на себя со стороны, и ребенок постарается больше не обманывать.
ПИМ И ПОМ
(Автор - И.А. Терентьева)
         Однажды в Волшебный лес переехала семья лис. В этом семье были мама-Лиса, папа-Лис и двое братьев-близнецов лисят Пим и Пом. Эти лисята были очень веселыми, быстрыми, у них была такая пушистая рыжая шерстка и красивые пушистые хвосты. Как и все зверята Пим и Пом пошли в лесную школу/сад. Мальчикам очень хотелось побыстрее со всеми познакомиться и понравиться всем ребятам в саду/школе.
         Пим и Пом очень старались все делать правильно, никого не обижать, им очень хотелось, чтобы и воспитательница/учительница и зверята с ними дружили.
        Но, как и у всех, иногда у них иногда что-нибудь не получалось: то, случайно кого- нибудь толкнут на прогулке или физкультуре, то на лапку кому-нибудь наступят, то смахнут чьи-нибудь карандаши со стола, а однажды, они даже случайно разбили чашку.
      Пим всегда старался исправить свою оплошность, ошибку. Он всегда извинялся, и старался помочь: убрать осколки чашки, собрать рассыпанные карандаши. И на Пима никто не обижался, ведь такое бывает со всеми.
     А Пом, если что-то сделал не так, никогда не извинялся и не помогал исправить свою ошибку. Он всегда говорил так: «Это не я разбил чашку, это Заяц виноват!» или «Это не я на лапку Белке наступил, это Миша!» Конечно же, и Заяц, и Мишка обижались на Пома, за то что, он говорил неправду. Так постепенно все зверята отвернулись от Пома, ведь он все время говорил неправду и обвинял их в своих ошибках. Да и учительница/воспитательница очень быстро поняла, что Пом говорит неправду, и перестала ему верить.
        Так у лисенка-Пима появилось много новых друзей, с которыми ему было весело и интересно.
             А лисенку-Пому не с кем играть, ведь у него совсем нет друзей.
ЗАДАЧА ДЛЯ ЛИСЕНКА
(Автор - М.А. Панфилова)
         В семье старого Лиса стали часто происходить конфликты. Причиной разногласий было воспитание маленького Лисенка. На самом деле Лисенок был уже достаточно взрослым, но папа-Лис и дедушка-Лис его называли маленьким.
Дедушка считал, что воспитать настоящего Лиса очень сложное дело, так как Лис должен знать три правила хитрости:
1. Во всем находить собственную выгоду.
2. Уметь ловко обмануть.
3. Уметь избежать неприятностей, "выйти сухим из воды".
         Папа-Лис был противником такой хитрости. Он твердил, что это правила для одиночек. А сейчас другое время, когда одному живется трудно, нужна помощь друзей и близких. Поэтому Лис может использовать не хитрость, а фантазию, чтобы радовать друзей новыми играми и историями. Лисенок часто прислушивался к этим спорам и размышлял: "Кто же из них прав, дедушка или папа?" Что касается дедушки, то он действительно одиночка-Лис, его считали самым хитрым Лисом во всей округе. Друзей у него не было, кому же понравится, чтобы его постоянно дурачили. Дедушка твердил, что никто ему не нужен, но Лисенок-то понимал, что это от гордости или от отчаянья, и порой замечал у старого Лиса грустный тоскливый взгляд в пустоту.
       У папы все по-другому. Обманывать, как дедушка, папа совсем не умеет. Сам папа объяснял, что просто этого он не хочет делать, так как ложь всегда становится явью, то есть обнаруживается окружающими, даже у мастера лжи. А для папы очень важно, чтобы ему доверяли его друзья и близкие. И папу за это многие любят, а больше всех, конечно, Лисенок.
         Но иногда Лисенка одолевают сомнения, и он пытается использовать правила хитрости старого Лиса, да и фантастические истории, как папа, тоже любит рассказывать своим друзьям.
- Может быть, соединить в себе хитрость и фантазию? - как-то высказал свою позицию Лисенок вслух.
- И будешь Лисом-одиночкой! - протрещала в ответ Сорока.
- Как же мне быть? - спросил ее Лисенок. - Я ведь уже научился врать, хитрить, значит, обратной дороги нет?
- Маленький Лисенок, - засмеялась Сорока, - выбор за тобой, твое решение и будет новой дорогой. Но торопись, слава лгуна быстро и навсегда может прилипнуть к тебе.
- Я подумаю над этим завтра! - решил Лисенок, и стало ему легко от того, что он перехитрил свою проблему, перенес ее на другой день.
         Но вот наступил этот день, а проблема осталась. - Как же быть, что выбрать? - вновь задал себе вопрос Лисенок. В школе Лисенок был очень рассеянным. При решении задач на уроке он допустил много ошибок. У Лисенка раньше никогда не было трудностей с математикой, поэтому ребята и учитель очень удивились.
- Что с тобой случилось, ты не заболел? - забеспокоился Учитель-Еж. - Я? Нет! Не заболел! А вот мой дедушка чуть живой, - почему-то вырвалось у Лисенка.
- Твой дедушка болен? - спросили ребята.
- Да, очень! Я за ним всю ночь ухаживал! Он сильно ослаб, - продолжал придумывать Лисенок.
И чем больше он сочинял, тем больше увлекался и утопал в трясине лжи, а все ученики верили и сочувствовали Лисенку.
- Знаешь что, Лисенок, иди сейчас домой, - предложил Учитель. - Твой дедушка сейчас особенно нуждается в тебе. Больному любовь и забота помогают выздоравливать. Лисенок собрал свои вещи в портфель и вышел из класса. По пути домой Лисенок уже забыл о своей выдуманной истории, глубоко вздохнул зимнюю свежесть, стал лепить снежки и бросать их в цель. Снег скрипел под ногами, было очень весело. Домой Лисенок вошел беззаботным.
- Почему ты так рано пришел? - спросил внука дедушка Лис. Он в это время что-то мастерил и удивился, увидев Лисенка.
- Я?.. - растерялся Лисенок. - Наш учитель заболел! - прошептал он.
- Как, заболел? Что-то серьезное? - забеспокоился старый Лис.
- Да, наверное! - продолжал Лисенок, удивляясь своей сообразительности и находчивости.
- Плохо, очень плохо, - проворчал дедушка, - жаль мне Учителя-Ежа, пусть выздоравливает поскорее!
          Лисенок немного покрутился около дедушки, наблюдая за ремонтом стула, а потом занялся делами, довольный своей удачной выдумкой.
         А тем временем в школе закончились уроки, и Учитель решил проведать больного старого Лиса. Собрав немного гостинцев, он поспешил к лисьему дому. Подойдя ближе, Еж услышал, что кто-то весело насвистывает песенку. Учитель немного удивился, подумал, что ему показалось, ведь как можно веселиться, если болен любимый человек. Однако песенка продолжала звучать, и сбитый с толку Учитель увидел в открытой двери старого Лиса, который закончил свою работу и с гордостью оценивал результат, упражняясь в художественном свисте. Еж встал как вкопанный.
            Лис заметил гостя и тоже с трудом понимал происходящее. - Я рад, что вам уже лучше! - произнес наконец-то Учитель.
- А вам? - спросил удивленный дедушка.
В этот момент Лисенок услышал голоса и с любопытством выглянул во двор. Но, сообразив, что произошло, решил не показывать носа, быстро шмыгнул в свою комнату, прыгнул на кровать.
- Сейчас что-то будет! - шептал Лисенок. - Ой, пусть это будет сон! Хочу, чтобы это мне только приснилось! Да я сейчас проснусь, и все будет, как прежде, - пытался успокоить он себя.
           Но это не был сон, а была самая настоящая реальность. Лисенок понимал это, на всякий случай даже ущипнул себя, но, кроме боли, он ничего не почувствовал. Слезы сами покатились по пушистым щечкам Лисенка, чувство стыда и страха поселилось в душе.
- Что же там происходит? О чем они говорят? Что собираются со мной делать? - спрашивал сам себя Лисенок.
         Учитель и дедушка уже сидели на кухне и тихо разговаривали. Лисенок слышал только слова, которые повторял несколько раз старый Лис:
- Да, что посеешь - то и пожнешь! Что отвечал Еж, испуганному Лисенку не удалось разобрать, он мог только догадываться! Лисенок еще раз горько всхлипнул и накрыл свою голову подушкой, чтобы ничего не слышать. Вдруг он почувствовал, что его кто-то коснулся.
Лисенок приподнял голову и увидел Учителя.
- Ложь похожа на паука, который, пробравшись украдкой, начинает плести липкую паутину, - тихо произнес Учитель. - Сначала это может показаться забавной игрой, но потом каждый начинает понимать, что запутался, а выбраться не хватает сил и храбрости. И чем дольше продолжается вранье, тем крепче становится паутина. Если ты хочешь вырасти свободным и счастливым, прогони паука, разорви паутину!
            Лисенок не смог ничего ответить Учителю, потому что ком в горле мешал произнести слова. Но он уже понимал, что ложь причиняет вред, прежде всего, самому лжецу. И Лисенок сделал свой выбор... - Я буду стараться быть честным!!! - пообещал он Учителю. - Я верю в тебя! - ответил Еж. В школе Лисенок сознался в своем обмане, и ученики простили его. С тех пор, как только Лисенок по привычке хочет сказать неправду, он представляет себе огромного паука, липкую паутину и говорит правду.

2 комментария:

  1. Психотерапевтические сказки являются отличным способом воспитания, обучения детей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У нас в школе работает кружок для первоклассников, где с детками работает школьный психолог. Благодаря ее работе, в том числе и сказкотерапии, все ребята в классе смогли гораздо легче адаптироваться к школьному обучению.

      Удалить

Самые интересные статьи и сообщения ищите здесь!


http://2.bp.blogspot.com/-rs9F86OWxjA/UdxpHfAhqII/AAAAAAAABh4/M5dVw8yInTg/s200/1.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-XE7crpnowyY/UX9rXVZDIkI/AAAAAAAABTM/-yZjgOvUGPE/s400/29042013342.jpghttp://3.bp.blogspot.com/-0r5Bdi1jgtM/UWZcY7rYuAI/AAAAAAAABH4/97efsUqFCkk/s320/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B41.JPGhttp://3.bp.blogspot.com/-ypFLhBcPQvA/UTO5ouIrb_I/AAAAAAAAA5g/GKWI9q44s-s/s400/antonim_sinonim.jpghttp://2.bp.blogspot.com/-QjKx6Y3-2Xk/UHUnOr-lWLI/AAAAAAAAAGc/C3lf-TNCggM/s400/DSC06333.JPG http://4.bp.blogspot.com/-77nXuo6i76M/U1DZix8MWsI/AAAAAAAADLA/iSMHuagnWBE/s1600/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+Microsoft+PowerPoint.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-Bxu3MX2fC68/Uh-Zxv5uaKI/AAAAAAAABpk/_YlrmkivZ_Y/s200/DSC06597.JPGhttp://4.bp.blogspot.com/-DQrKQKbOeeA/UhCnjd1wY2I/AAAAAAAABlA/wXZeNdz9aBw/s200/67284108.pnghttp://2.bp.blogspot.com/-GlgKkVUTePw/UgepaiBaEeI/AAAAAAAABk0/Z5dQ4wkQEXM/s200/8.jpghttp://3.bp.blogspot.com/--7xBoqwNDww/UfULKmqsLvI/AAAAAAAABjY/6rQ4pYJmR14/s200/71026-283x424-Resources_for_Homeschooling.JPGhttp://3.bp.blogspot.com/-1gR3B9RnjNc/UcBSwVyzGtI/AAAAAAAABg8/AIM-AGmeANo/s200/1335058696_teacher.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-LOjh3avW0ro/UNCdfSnszkI/AAAAAAAAAj0/vlJCOWcgYbg/s320/FGOS.jpghttp://1.bp.blogspot.com/-2xhREmLz5dM/Un0oHoEJNrI/AAAAAAAACMw/R-Mw1eomZUo/s200/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+Microsoft+PowerPoint.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-fKpq41OYqSA/UqASY0ysxaI/AAAAAAAAChM/757VKb85H4s/s200/500x_fathersonshutter.jpg http://1.bp.blogspot.com/-NfG44nJE6ig/U04mGpVOhII/AAAAAAAADIo/TXxQWf_V77U/s1600/WP_20140415_004.jpg http://2.bp.blogspot.com/8CoGdhjLa8I/UyHYK0yWe6I/AAAAAAAAC6I/USdc7HroJuE/s1600/pizap.com13947267291261.jpg http://2.bp.blogspot.com/-Pn8nVV2uuoY/UwzNOegun8I/AAAAAAAACsc/HdJUQHWJ320/s1600/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B41. http://4.bp.blogspot.com/-pbvS-LcT6zM/Uwry4sa5lzI/AAAAAAAACsI/UJsrTIPQwfM/s1600/WP_20140221_058.jpg