пятница, 1 ноября 2013 г.

Домашнее задание? Домашнее задание!

         
             Один из ключевых моментов успеха в учебе – это самостоятельное приготовление домашних заданий. 
             Выполнение домашних заданий ребенком в начальной школе – проблема непростая и для него самого, и для его родителей. 
             В начальной школе даже самостоятельным детям необходима ваша помощь в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними. 
Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?» Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей — это забота об их будущем.
              Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков.
          Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребенка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей.
           Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей — это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.
            Формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а впоследствии — к неуверенности.
            Часть родителей, движимая лучшими побуждениями, практически все время находится с детьми, выполняя все задания вместе с ними.
            Некоторые родители твердо убеждены в необходимости предоставления ребенку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребенок систематически сталкивается с затруднениями, которые не может преодолеть, он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. В результате выполнение уроков оттягивается как можно дольше, вплоть до сна, ребенок также может утаивать часть домашних заданий от родителей (нет задания — нет проблем).
          Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий может приблизиться к «золотой середине»? Какие наши действия будут способствовать формированию самостоятельности детей?
          Ответить на эти вопросы нам поможет правило, сформулированное для родителей:
            Одним из самых простых приемов по воспитанию у ребенка самостоятельности в выполнении домашних заданий является расписание домашних заданий. Детский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер рекомендует составлять такое расписание вместе с ребёнком.
             Итак, для составления подобного расписания берется большой плотный лист бумаги. Нужно карандашом разделить его на шесть равных частей по дням недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.
             Каждая часть «озаглавливается»: наверху пишется название дня недели. Каждый день недели, в свою очередь, делится пополам. Верхняя часть – это то, что дано нам в неизменном виде: расписание уроков. Здесь же нужно отметить то время, когда начинаются и когда заканчиваются уроки. Должно быть четко видно, в котором часу ребенок каждый день приходит домой.
              Нижняя часть каждого дня недели – это то, что должно быть выработано вместе (родителями и ребенком) как руководство к действию для школьника. Эту часть расписания не нужно сразу жестко заполнять: сначала можно пометить карандашом, какие уроки и, в какое время выполняются.
             На выполнение каждого урока не нужно планировать больше, чем полчаса (если это не творческая работа).
             Перед домашним заданием каждого урока должно быть четко указано время начала и окончания его выполнения. Если вы знаете, что задание по какому-либо предмету ребенок не способен, как правило, выполнить за полчаса, планируйте его выполнение в несколько этапов.
              Распределите домашние задания равномерно по дням недели.
              Если нужно, выделите специальное время для повторения некоторых уроков.
              Желательно, чтобы в выходные дни ребенок был полностью освобожден от уроков: он должен полноценно отдохнуть.
              Постарайтесь внешне привлекательно и понятно оформить это расписание.
              Повесьте его на стенку.
              Одна из самых интересных особенностей этого расписания – наглядность выполненной работы для ребенка. Добиваемся этой наглядности таким простым способом.
В расписании, в той его части, где отмечается выполнение домашних заданий, напротив каждого урока делается небольшая прорезь бритвой или ножницами. Из красного картона вырезаются небольшие треугольники так, чтобы их можно было вставлять в эту прорезь. Ребенок, выполнив полностью и вовремя домашнее задание по какому-либо уроку, вставляет в прорезь напротив него красный треугольник. Если же для выполнения задания потребовалась помощь родителя - вставляем синий треугольник. К концу дня и он, и родители имеют возможность либо порадоваться тем результатам, которых добился ребенок, либо, к сожалению, огорчиться. Во втором случае ни родителям, ни ребенку, конечно, не стоит падать духом: терпение, тактичность, уважение к маленькому ученику, своевременная помощь, возможно, помогут ему преодолеть трудности.
                 Вставленные треугольники остаются в прорезях до конца недели. В конце недели результаты усилий по выполнению домашних заданий наглядно предстанут перед вами. Если ребенок старался, почти полностью и вовремя выполнил все уроки, обязательно поощрите его. Это может быть совместная прогулка, покупка какой-либо игрушки, сладостей. И, конечно, похвала, искреннее восхищение и гордость родителей своим волевым и целеустремленным ребенком.
                   И даже если ребенок не смог поначалу делать уроки в соответствии с расписанием, но старался, все равно похвалите его, создайте у него стимул выполнять домашние задания таким образом. Как всегда в воспитании нужны, прежде всего, терпение и внимание к ребенку.
                   Подобное расписание, конечно, не отменяет помощи родителей ребенку. Но оно поможет и вам, и ребенку рационально спланировать учебные и выходные дни, разумно чередовать уроки и отдых, найти время для занятий музыкой, спортом и т.п.
                   Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.
                     И в заключении я предлагаю Вам посмотреть видео ролик с сайта Я - родитель о том, как можно еще помочь ребенку в выполнении домашних заданий.


При подготовке статьи использовался материал сайта Социальная сеть работников образования

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Мария Вячеславовна! Очень важная тема для родителей! Спасибо за интересные идеи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Эта тема и меня очень волнует! Кстати, идею с расписанием почерпнула в книге детского психолога Ю.Б. Гиппенрейтер " Общаться с ребёнком. Как?" . Всем советую эту книгу - познавательное и полезное чтение.

      Удалить

Самые интересные статьи и сообщения ищите здесь!


https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgqWcDHHzxLpXo4gM6M4-WaWCJwZIyNCPEaJqzy2Ry9mUVrz9XIeVhwNvO1dqgKRQVGw1inR8HceMyUdueLamTqz-gzhIGqGqSMcCJSgHY7uVUqC9OkTXfZkhTZXS_45cmRq9BhR-S8Wk4/s200/1.jpghttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjl5HxqpV5P2npKULIVcGS_KLNZyXS5o6gPzJX4XbLwtKYuyLTJns540-9cS70gREBmb3zcxWkxVexo8MKiYDzvp1NbdvLqCu4DNWax75qbaju8sG9DVHs8SWhHyu-pPS0PTjFxPPgxwKU/s400/29042013342.jpghttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjfm82oOCBMDk70r1ArLhDBsmDBIhUXAnKrTBDwceXtj_Ug5uaAy_CmntouiWR3Swi0aDD3cMwTGs5rwqy0URuIUDOettjcIK_BdsTI4mM2dZEd0qEqY7wBgtSXXAbOGPa207nnMJiyaPo/s320/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B41.JPGhttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEj-XZKHyppLt7kOpBmX5OMGCEMF4Kkfb3z0XHAKHeRmCkurg7oCV-pa8yZ8JaJMXXEUzaZbyjmNqsdCWVGyhmtQt41_-Fc4bqOYIqKQLBYktRQZNLKN0kXyzvyR-rq4LftvwkaqQ3TPNrE/s400/antonim_sinonim.jpghttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgg9mgx3CitiaR_096gXuE4D9DF6v5123PpqyoB7UqjU1S_k70VBa6Q1frzzU3WS86kNmZRQCra_CEvvX8dI2pOT2O1I4Yx7xFAWqXLajeWbl06T41QQ0LZC7e5WJY2v8iYgHuxfbNQCps/s400/DSC06333.JPG https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEh9tdtf_lp1n_JZPpPC4CaiaOBJALsi7hT2yfyVczeKPQ2kS2UP8ajwdUema1gHnnPjPuSFlH87-CSUygr5VrfdeJ2DtDvPSF4lfH6A5UtndyT7ksw9mJI6vrioYuTAB5h-xY55v590LVcf/s1600/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+Microsoft+PowerPoint.jpghttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjaIHP3YuP-R5GeLlGM_Z72tXNSO3QxX-ud77KukPlyJF1AmasfceEuizqVyOx1Zl5Bt8LRYIYv7yeImMi0gBpv8Kv2flI3sPFrEd-I6E0rlF7j6A4IE4OCzks6h03unX3-qhl-qj8v3NA/s200/DSC06597.JPGhttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgfpngObKKbog7mPPOTGHC1AVrKmPkgSTUyCcSpXdvzzqZtszVNCnBSrPcCv1c3HkeXzIywH1YNcHHdVZT08EypCfQc5pWS-HKDwAlGi-cg8Xnzhv7Th6CUgRmBfCaUbdcA8l_qd51PqVs/s200/67284108.pnghttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhWXg30DCX-tMGCFUMX20HeMJgfQpHbDP41xsniw4yZ9gUIkYMFwBKmkpqqJ9QHwYHPbzZx1dYABmPvNqFhnTeFlsGlkQAcUmsUP1NAzAPQFAUhoZEGbSkc7xRUVyu8zpHWxdUZPpetTbw/s200/8.jpghttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg1Am8ocm1OJn-85IYia5kgk1UVtlhFtk4XNt5t7hkUrNxdnFxFbgeCWn0gUJnIkOKb6tVc-7dE9f2j8b2838YidKGlVoMUUTFfR7vRQko7g0Xj9DejKpbF8PYcvqYpDTPXA0uqhfnNgGg/s200/71026-283x424-Resources_for_Homeschooling.JPGhttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiRq4Xe0oG1v3_Qod_Sidh6wj6P2LHlpJrMzBUru-aIjS54VL06sebrkrJYRLH4R7Jl63wUNDXSmey5d-5taA7WRpPeRG7ngLtEuO9P_6luZYKO1wu3bvIMza4ohlo4WfssCPet3thfqM4/s200/1335058696_teacher.jpghttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjvieBo0x7nB7J8H6wrndbzML_ABOznGq9K-0cwDfPanbPLFdPmwqCMh9NPXspUZdkwAEV8AayyCoWXLv-Tozvxzp0h3j_Y4OttyakTBlQ3Q8RU9EDNEoqVmlPZMETWfguTMB2w1j28wLA/s320/FGOS.jpghttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEizV37-rHDI6Ff8vo_0V3LKs1nMrjTfNsuR7KtInCHH_ya_CnFFwLfFqCBQIeR49vDHql-PTaA-ANGFmV-CWSwvPO92jdUX_mCyZuSIJMN0Kvny9IQXXi3il_TNMgGsEUDeaR8BTJ4lo7I/s200/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+Microsoft+PowerPoint.jpghttps://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEi6drRXpGYH4XDFUtT_NiHfEzPATYi1Eb8ETiUu9bbPx06vuQPI9w1H5AAn8-QBzMO0ZneQ0FJwujdqkQQiAB8e09hqsxisM9Q_T92BkYxt53OnZex9mB3tBP62BFTlJYIN9asinIt4s7QG/s200/500x_fathersonshutter.jpg https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiFaUkvD69UhJvl5khCWhVLJ0x9VQgN3WC7BK_XVg1CXlhG3BSGO24Pz0y6ETotZrkWI5x1Fw12nC_DPWcgaTS2CLAcQ6W5Irf6sSXdCXbmne7d7y0eJIG9OnBdyFmCKUjE8eTQzNNPuA5F/s1600/WP_20140415_004.jpg http://2.bp.blogspot.com/8CoGdhjLa8I/UyHYK0yWe6I/AAAAAAAAC6I/USdc7HroJuE/s1600/pizap.com13947267291261.jpg https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgaf2FULgtppc7ujsif2WFQoPcMinFUOQZnHJTe5fy3tqi4ebWZJxe5W3_yrh2b2jvTsH5mNr1eh_g8hWrvycrWvCoHnByFyltcI7P3GRfxgEKWXIKipYwH9X4n_7ipKCRC3q4ivVKpNu1y/s1600/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B41. https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg36m_GPIIiTlFRJ7nVaJrk-2fk2EhHGn8hrqDO5OICjbW9Gq-CSdj7OznAD6RNWsaA_CZNMGotjtirZjxpQGetpU7atmR47MVYC9BF_wFZoVJAwv1osITEyfL9KX5HY3pUWDmERB1uy4Ts/s1600/WP_20140221_058.jpg