вторник, 18 июня 2013 г.

Учитель: друг или враг? Или "Поговорим стиле педагогического общения"


Психологами давно подмечено, что в зависимости от стиля общения учителя на уроке, у учащихся формируются различные убеждения, отношения к данному педагогу. Достойный педагог учит не только складывать в столбик и писать диктанты, это наставник, который учит в сегодняшнем непростом и метаморфозном мире.
           Но какими же качествами измерять «достоинство» педагога? Это, пожалуй, риторический вопрос из множества составляющих. Но один компонент современная наука всё же выделяет – это стиль педагогического общения с учащимися.
           Педагогическое общение – крайне важное звено в профессиональной деятельности каждого педагога. Зачастую именно индивидуальный стиль общения педагога с учащимися определяет отношение как учителя к своей работе, так и учеников к этому учителю. Школа и школьный мир – это тот маленький отрезок жизни ребёнка, который во многом определяет в дальнейшем его судьбу. 
             Для каждого педагога крайне важно знать, каким стилем педагогического общения он обладает. Общепринятым является деление стилей педагогического общения на авторитарный, демократический и попустительский
              Однако, следует помнить, что это деление условно; обычно у учителей наблюдается целый "букет" из оттенков разнообразных стилей.
               Ниже предлагаю пройти тест для определения индивидуального стиля педагогического общения.
Назначение теста: специфика данной методики заключается в том, что она позволяет определить стили общения не экспертным способом, а с помощью самооценки. 
Инструкция: Вам необходимо дать ответ "да" или "нет" на поставленные вопросы.
Тестовый материал:
1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения.
2. Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним.
3. Люди часто завидуют моему терпению и выдержке.
4. В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе.
5. Мои родители редко заставляли меня делать то, что я не хотел.
6. Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы.
7. Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться на своих помощников.
8. Когда я чувствую, что меня не понимают, то отказываюсь от намерения доказать что-либо.
9. Я умею объективно оценить своих учеников, выделив среди них сильных, средних и слабых.
10. Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать соответствующее распоряжение.
11. Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызвать у людей раздражения.
12. Уверен, что мои оценки успехов и неудач учеников точны и справедливы.
13. Я всегда требую от учеников неукоснительного соблюдения моих приказаний и распоряжений.
14. Мне легче работать одному, чем кем-то руководить.
15. Многие считают меня чутким и отзывчивым руководителем.
16. Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать – ни хорошего, ни плохого.
17. Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми.
18. Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия.
19. Чтобы не подорвать свой авторитет, я никогда не признаю своих ошибок.
20. Мне часто не хватает времени для эффективной работы.
21. На грубость ученика я стараюсь найти ответную реакцию, не вызывающую конфликта.
22. Я делаю все, чтобы мои ученики охотно выполняли мои распоряжения.
23. С учениками у меня очень тесные контакты и доброжелательные отношения.
24. Я всегда стремлюсь любой ценой быть первым во всех начинаниях.
25. Я пытаюсь выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций.
26. Мне легче подстроиться под мнение большинства коллектива, чем выступать против него.
27. Мне кажется, что детей надо хвалить за каждое, даже самое незначительное достижение.
28. Я не могу критиковать учащегося в присутствии других детей.
29. Мне приходится чаще просить, чем требовать.
30. От возбуждения я часто теряю контроль над своими чувствами, особенно когда мне надоедают.
31. Если бы я имел возможность чаще бывать среди подчиненных, то эффективность моего руководства значительно повысилась бы.
32. Я иногда проявляю спокойствие и равнодушие к интересам и увлечениям учащихся.
33. Я предоставляю более грамотным ученикам больше самостоятельности в решении сложных задач, особенно не контролируя их.
34. Мне нравится анализировать и обсуждать с детьми их проблемы.
35. Мои помощники справляются со своими обязанностями.
36. Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными ( учениками) , которые всегда зависят от меня.
37. Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений наперекор обстоятельствам.
38. Самое трудное для меня – это вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий.
39. Чтобы лучше понять ребенка, я стараюсь представить себя на их месте.
40. Я думаю, что управление классом должно быть гибким: ученикам нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни панибратства.
41. Меня больше волнуют собственные проблемы, чем интересы учеников.
42. Мне приходится часто заниматься текущими делами и испытывать от этого большие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.
43. Родители заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это неразумным.
44. Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие.
45. Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество.
46. Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам коллег и учащихся.
47. Главное в руководстве – распределить обязанности.
48. Эффективность управления достигается тогда, когда ученики  -  исполнители воли учителя.
49. многие ученики – безответственные люди, и поэтому их нужно постоянно контролировать.
50. Лучше всего предоставлять полную самостоятельность коллективу и ни во что не вмешиваться.
51. Для более качественного руководства нужно поощрить наиболее способных учащихся и строго взыскивать с нерадивых.
52. Всегда признаю свои ошибки и выбираю боле правильное решение.
53. Мне приходится часто объяснять неудачи в управлении объективными обстоятельствами.
54. Нарушителя дисциплины строго наказываю.
55. В критике недостатков  я беспощаден.
56. Иногда мне кажется, что в коллективе я лишний человек.
57. Прежде чем упрекать, я стараюсь похвалить.
58. Я хорошо взаимодействую с коллективом и считаюсь с его мнением.
59. Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к ученикам.
60. Если бы мои ученики делали так, как я требую, я бы достиг гораздо большего.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
         Подсчитав номера соответствующих утверждений и войдя в таблицу-«ключ», можно определить принадлежность к   авторитарному, либеральному или демократическому стилю общения.
Ключ к тесту:
Стиль управления
Номера ответов-утверждений
Авторитарный
1, 6, 7, 12, 13, 18, 19, 24, 25, 30, 31, 36, 37, 42, 43, 48, 49, 54, 55, 60
Либеральный
2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59
Демократический
3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28, 33, 34, 39, 40, 45, 46, 51, 52, 57, 58

4 комментария:

  1. Прошла тест,поняла, что во мне есть что-то от либерала, что-то от демократа, да и авторитарность в некоторых ситуациях не повредит. "Три в одном"? Наверно в каждой жизненной ситуации надо подбирать свой, только на данном этапе применимый, подход. Может и не права, не знаю...

    ОтветитьУдалить
  2. В прекрасном педагоге всё сочетается органично, Галина Станиславовна! Не везде же нам быть демократами, верно? Иногда надо и авторитарность проявить! Главное, на мой взгляд - еще и обладание педагогической интуицией.

    ОтветитьУдалить
  3. Точно! А инженер, коим в душе продолжаю оставаться, стремится стать настоящим педагогом. Надеюсь, что получается...

    ОтветитьУдалить
  4. Уверена на все 100% что получается! Причём, отлично получается!

    ОтветитьУдалить

Самые интересные статьи и сообщения ищите здесь!


http://2.bp.blogspot.com/-rs9F86OWxjA/UdxpHfAhqII/AAAAAAAABh4/M5dVw8yInTg/s200/1.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-XE7crpnowyY/UX9rXVZDIkI/AAAAAAAABTM/-yZjgOvUGPE/s400/29042013342.jpghttp://3.bp.blogspot.com/-0r5Bdi1jgtM/UWZcY7rYuAI/AAAAAAAABH4/97efsUqFCkk/s320/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B41.JPGhttp://3.bp.blogspot.com/-ypFLhBcPQvA/UTO5ouIrb_I/AAAAAAAAA5g/GKWI9q44s-s/s400/antonim_sinonim.jpghttp://2.bp.blogspot.com/-QjKx6Y3-2Xk/UHUnOr-lWLI/AAAAAAAAAGc/C3lf-TNCggM/s400/DSC06333.JPG http://4.bp.blogspot.com/-77nXuo6i76M/U1DZix8MWsI/AAAAAAAADLA/iSMHuagnWBE/s1600/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+Microsoft+PowerPoint.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-Bxu3MX2fC68/Uh-Zxv5uaKI/AAAAAAAABpk/_YlrmkivZ_Y/s200/DSC06597.JPGhttp://4.bp.blogspot.com/-DQrKQKbOeeA/UhCnjd1wY2I/AAAAAAAABlA/wXZeNdz9aBw/s200/67284108.pnghttp://2.bp.blogspot.com/-GlgKkVUTePw/UgepaiBaEeI/AAAAAAAABk0/Z5dQ4wkQEXM/s200/8.jpghttp://3.bp.blogspot.com/--7xBoqwNDww/UfULKmqsLvI/AAAAAAAABjY/6rQ4pYJmR14/s200/71026-283x424-Resources_for_Homeschooling.JPGhttp://3.bp.blogspot.com/-1gR3B9RnjNc/UcBSwVyzGtI/AAAAAAAABg8/AIM-AGmeANo/s200/1335058696_teacher.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-LOjh3avW0ro/UNCdfSnszkI/AAAAAAAAAj0/vlJCOWcgYbg/s320/FGOS.jpghttp://1.bp.blogspot.com/-2xhREmLz5dM/Un0oHoEJNrI/AAAAAAAACMw/R-Mw1eomZUo/s200/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+Microsoft+PowerPoint.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-fKpq41OYqSA/UqASY0ysxaI/AAAAAAAAChM/757VKb85H4s/s200/500x_fathersonshutter.jpg http://1.bp.blogspot.com/-NfG44nJE6ig/U04mGpVOhII/AAAAAAAADIo/TXxQWf_V77U/s1600/WP_20140415_004.jpg http://2.bp.blogspot.com/8CoGdhjLa8I/UyHYK0yWe6I/AAAAAAAAC6I/USdc7HroJuE/s1600/pizap.com13947267291261.jpg http://2.bp.blogspot.com/-Pn8nVV2uuoY/UwzNOegun8I/AAAAAAAACsc/HdJUQHWJ320/s1600/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B41. http://4.bp.blogspot.com/-pbvS-LcT6zM/Uwry4sa5lzI/AAAAAAAACsI/UJsrTIPQwfM/s1600/WP_20140221_058.jpg