«Вся история человечества с тех пор, как мы знаем ее, есть движение человечества все к большему и большему единению» (Л.Н. Толстой).
Человек постоянно входит в ту или иную группу, оказывающую на него влияние. Одна из таких групп - ученический коллектив.
Через формирование коллектива педагог может воздействовать на отдельных учащихся, способствовать их социализации в коллективе.
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разработавшим теории коллектива, был А. С. Макаренко. Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти. «Коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище»
Для классного педагога, задумавшегося над проблемой формирования детского коллектива, полезным может оказаться метод социометрии.
Ниже представлены полезные ссылки, где расмещён материал по социометрии и тестированию жизнедеятельности классного коллектива. Мне очень интересной показалась методика "Два домика". Также помощь при формировании дружного коллектива может оказать тестирование учащихся.
Большое спасибо за полезные ссылки. Такой материал всегда необходим в работе учителя.
ОтветитьУдалитьРада, что материал Вам полезен, Эльвира Ульфатовна!
ОтветитьУдалить